Audi Q5


Возрастающая популярность внедорожников и особенно кроссоверов в последнее десятилетие послужили хорошим стимулом для германского автопроизводителя с баварской «пропиской» (нет, не BMW, но не менее именитого), выпускающего автомобили с четырьмя сплетёнными кольцами на капоте, задуматься о выпуске компактного SUV’а, транспортного средства для активного отдыха, или спортивного утилитарного автомобиля.

Надо заметить, у компании Audi AG уже имелся богатейший опыт постройки полноприводных машин, поэтому новые внедорожники из Ингольштадта, появление которых диктовалось требованиями времени и конъюнктурой рынка, создавались не с нулевой отметки. Достаточно вспомнить легендарного прародителя немецких «окольцованных» внедорожников Horch (Хорьх) 901, полноприводного армейского вездехода с восьмицилиндровым восьмидесятисильным двигателем объёмом 3, 5 литра, верой и правдой служившего в годы Второй мировой войны на полях сражений и в прифронтовой полосе. Обладающий прекрасной проходимостью, этот военный Хорьх был выбран Эрвином Роммелем, командующим немецкой группировкой в Северной Африке, для передвижений по пересечённой местности и в песках.

Полноприводные традиции не были забыты, и в 1974 году уже Фердинанд Пих, новый шеф конструкторского бюро и вообще знаковая личность в истории компании, сумел просчитать и предвосхитить рыночные предпочтения недалёкого будущего и оснастить даже легковые автомобили фирменной системой полного привода собственной разработки, всему миру известной под именем quattro (именно со строчной буквы).

Собственно говоря, Audi ещё до выпуска моделей с индексом Q имела фирменный кроссовер (если кроссовер классифицировать как универсал повышенной проходимости) — Allroad quattro, мощный многоцелевой автомобиль. Однако, увлекшись этим направлением, маркетологи компании несколько упустили из поля зрения потребительские настроения, которые стали больше тяготеть к моделям с более выраженными внедорожными возможностями, нежели у обычного легкового автомобиля и вместе с тем с кузовной компоновкой, схожей с концепцией настоящего легкового вседорожника, или в обиходе джипа.

Навёрстывая упущенное, Ингольштадт выкатил на рынок в 2005 году свою модель Audi Q7, базирующуюся на платформе VW Touareg (на которой построен, кстати, и Porsche Cayenne) и составившую достойную конкуренцию тому же Porsche Cayenne, BMW X5, Mersedes ML и другим старожилам этого премиум-сегмента SUV’ов.

Вместе с тем в компании прекрасно понимали, что такой роскошный и мощный вседорожник не каждому окажется по карману, потребность же в таких моделях, как BMW X3, господствующей в классе компактных кроссоверов ещё с 2003 года, далеко не удовлетворена, и пришёл черёд заявить свои права на часть и этого пирога.

Наконец, в апреле 2008 года на Пекинском автошоу увидел свет, а в ноябре того же года встретился с первым покупателем компактный кроссовер Audi Q5, выпускаемый на заводах в самом Ингольштадте, китайском Чанчуне и индийском Аурангабаде. Следует отдать должное автопроизводителю, к встрече с конкурентами компания подготовилась основательно. Обладая кузовом длиной 4630 мм, шириной 1880 мм при колёсной базе 2810 мм и превосходя по этим показателям по большей части своих основных, отечественных соперников BMW X3 и Mersedes-Benz GLK (выпущенного на рынок в том же, 2008 году), модель Audi Q5 продемонстрировала при том отличный показатель аэродинамического сопротивления Cx, равный 0, 33. Во многом такой результат явился следствием того, что кроссовер из Ингольдштадта ростом (1675 мм) вышел меньшим, чем выходцы из Мюнхена и Штутгарта на 25 мм и 39 мм соответственно, но основная причина, несомненно, в выверенных линиях кузова и его пропорциях, умело рассчитанных инженерами компании.

Вообще, когда знакомишься с обликом Audi Q5, главная характеристика, которую можно выразить одной фразой — ладно скроен, крепко сшит. Без излишнего авангардизма, в меру консервативен и строг, но вместе с тем элегантен и будто излучает надёжность и комфорт, присущие автомобилям с четырьмя кольцами.

В основе своей новая модель имела MLP-платформу, уже используемую при постройке Audi A4 и Audi A5, что предопределило компоновку с продольным расположением силовой установки в подкапотном пространстве, переднюю подвеску с двумя поперечными рычагами и заднюю алюминиевую многорычажку.

Изначально кроссовер был оснащён не очень широким рядом силовых установок, состоящим из двухлитрового бензинового наддувного мотора TFSI с непосредственным впрыском, выдающим 211 л. с. мощности и 350 Нм вращающего момента. Кроме этого предлагались два дизельных TDI двигателя: двухлитровый 170-сильный также с крутящим моментом 350 Нм и 240-сильная трёхлитровая «шестёрка» с моментом уже 500 Нм. Турбированный бензиновый мотор разгонял новичка рынка до скорости 100 км/час за 7, 2 сек, двухлитровому дизелю это удавалось сделать за 9, 5 сек, зато с шестью цилиндрами более мощного дизеля «ку-пятый» мог уложиться в отрезок 6, 5 секунд. Но уже летом 2009 года выбор двигателей разнообразился появлением двух новых моделей — бензинового двухлитрового агрегатаTFSI с отдачей 180 л. с. и 143-сильного дизеля TDI также объёмом 2 литра. Передачу вращающего момента колёсам машины осуществляла трансмиссия quattro с дифференциалом типа Torsen, распределяющая порядка 60% момента на задние колёса, а при изменении дорожной обстановки увеличивающая до 65% передачи на передний мост или до 85% — на задний. Шестиступенчатую механическую КПП, которой комплектовалась модификация с двухлитровым дизелем, на машинах с другими силовыми установками сменяла семидиапозонная роботизированная Audi S-Tronic, подобная фольксвагеновской коробке DSG, но разработанная силами собственных инженеров Ауди. Конечно, серьёзное бездорожье для Q5 вряд ли по зубам (да не для этого он и создан), но всё же 200-миллиметровый клиренс, короткие кузовные свесы и продуманный алгоритм работы ABS, учитывающей структуру грунта под колёсами вместе со способностью преодоления полу метрового брода вселяет в обладателя этой машины уверенность, что сфера её деятельности не ограничивается одним лишь асфальтом.

Надо ли говорить, что для того, чтобы потолкаться локтями в своей премиум-нише компактных вседорожников, компания позаботилась и о достойном окружении водителя и пассажиров внутри автомобиля, предоставив возможность выбора самих разнообразных опций: панорамный люк, раздельный климат-контроль, система контроля давления воздуха в шинах, электронное устройство слежения за рядностью в драйве Lane Assist, система мониторинга слепых зон… Для удобства седоков салон оборудован множеством приятных мелочей: подстаканниками с функцией поддерживания требуемой температуры, разнообразными приспособлениями для фиксации багажа и груза. Чувствуется, что разработчики не обошли вниманием комфорт пассажиров, стараясь учесть каждую деталь.

Но и в базовом оснащении автомобиль не выглядит обделённым: активное рулевое управление AudiDrive Select, активная подвеска, «думающая» ESP, строящая свою работу с оценкой расположения центра тяжести, система помощи на спуске Hill Descent Control и ещё ряд электронных помощников, в той или иной мере облегчающих жизнь водителя.

Несколько позже, в июне 2011 года, свет увидела гибридная модификация с литий-ионной батареей и электромотором, работающим в паре с рядной бензиновой «четверкой» и выдающая в целом 245 «лошадок» мощности и 480 Нм вращающего момента. А в 2012 году модель подверглась рестайлингу, однако серьёзных изменений автомобиль, пользующийся хорошим спросом и имеющий массу положительных отзывов, не претерпел. Да и зачем? Audi Q5 с ходу занял лидирующие позиции в своём сегменте, буквально на следующий год стал лауреатом премии «TOPauto» в номинации «Лучший внедорожник сезона», а кроме того, от пишущей европейской братии, работающей в околоавтомобильной тематике, получил негласное звание лучшей новинки 2008 года, а это хоть о чём-то, да говорит.